21.11.2012

Водоросль способна переваривать целлюлозу в биотопливо

Биологи продемонстрировали способность одноклеточной водоросли питаться растительной пищей, подобно бактериям, грибам и животным. Данная особенность хламидомонады может найти свое широкое применение при производстве биотоплива.

Результаты научного труда, выполненного учеными из Университета Билефельда (Германия), были опубликованы в издании Nature Communications.

Давно известно, что зеленая водоросль вида Chlamydomonas reinhardtii нередко используется в качестве примера в биологических исследованиях. Но, как выяснилось, еще далеко не все особенности этого организма были известны ученым. Исследователи показали, что хламидомонада при дефиците CO2 и солнечного света может менять свой рацион, переходя на питание целлюлозой.

С этой целью она выделяет специальный фермент во внешнюю среду – эндоглюконазу, расщепляющий на отдельные сахара молекулы целлюлозы, которые всасываются затем водорослью. Как показывают результаты генетического анализа, кодирующие эти ферменты гены присутствуют и у бактерий, и других гетеротрофных организмов, которые способны без труда переваривать древесину.

«Такая способность впервые открыта у растительного организма, а это в свою очередь заставляет пересмотреть информацию, находящуюся в учебниках», - отметил один из авторов исследования Олаф Круз. Он утверждает, что хламидомонада произошла намного раньше периода отделения растений от организмов, и поэтому у нее сохранились гены, свойственные гетеротрофам.

Теперь ученые пытаются использовать отходы бумаги или прочее целлюлозосодержащее сырье для производства биотоплива. Тем не менее, для первичной его обработки необходимо применять ферменты, выделяемые грибами. Использование водоросли для переработки целлюлозы позволит исследователям удешевить существенно этот процесс.

1. globalscience.ru