01.12.2012

Из морских водорослей тоже можно делать биотопливо

Биологи Сан-Диего (Калифорния) впервые доказали, что морские водоросли могут быть так же способны производить биотопливо, как и пресноводные.

Ученые, изучающие генетику морских водорослей, сообщают, что из морских водорослей можно получить пять различных видов промышленно важных ферментов, которые используют для повышения доходности масла. Достижения ученых подробно изложены в статье, опубликованной в последнем номере научного онлайн-журнала «Algal Research».

Возможность генетически трансформировать морские водоросли в биотопливную сельскохозяйственную культуру расширит виды сред, где можно вырастить сырье для биотоплива. Например, кукуруза, которая используется для производства этанола и биодизеля, требует больших посевных площадей и много пресной воды. Новое же калифорнийское исследование показывает, что «энергетические» водоросли можно выращивать в океане или в солоноватой воде приливных зон, или даже на сельскохозяйственных угодьях, на которых другие культуры больше не могут произрастать из-за высокой засоленности почвы.

«Наши исследования покажут, сможем ли мы достичь в модификации морских видов водорослей того, чего мы достигли в пресноводных», - сказал Стивен Мэйфилд, профессор биологии из Сан-Диего, который возглавил научно-исследовательский проект. «Существует около 10 миллионов акров земли на территории США, на которых невозможно получить урожай, но которые могут быть использованы для производства водорослей для биотоплива. Морские водоросли терпимы к солености среды, в отличие от многих пресноводных разновидностей, которые от соли гибнут».

«Альгологическое сообщество исследовало пресноводные виды водорослей в течение сорока лет», - добавил Мэйфилд, который также руководит Центром биотехнологии водорослей в Сан-Диего. Консорциум научных учреждений в регионе работает над тем, чтобы «энергетические» водоросли могли обеспечить в будущем транспортные потребности страны топливом. «Мы знаем, как их вырастить, как манипулировать ими генетически – словом, все, что требуется, чтобы сделать биотопливо выгодным. Мы считаем, что вполне возможно узнать эту же информацию о морских видах, однако в обществе идут некоторые дискуссии относительно того, что реально можно сделать».

Идея задействовать морские водоросли пришла в голову ученым в прошлом месяце, когда комитет по изучению будущего потенциала «энергетических» водорослей Национальной академии наук опубликовал доклад, сделанный для министерства энергетики США. В докладе было отмечено, что производство водорослей для биотоплива может быть ограничено ресурсом пресной воды, поскольку не существует никаких официальных исследований возможности использования морских видов водорослей.

Мэйфилд говорит: «Теперь мы создали такое исследование. Это значит, что мы получили возможность использовать океанскую воду для выращивания водорослей на биотопливо. Следовательно, выращивание сырья для топлива больше не ограничено запасами пресной воды. Океан – неограниченный ресурс влаги на этой планете».

Биологи Сан-Диего сосредоточили свои исследования на морской водоросли Dunaliella tertiolecta, на которую ранее было направлено внимание ученых как на потенциальную культуру для производства биотоплива благодаря ее высокому содержанию нефти и способности быстро размножаться в широком диапазоне солености и кислотности. Чтобы продемонстрировать коммерческий потенциал этой водоросли, исследователи ввели в геном дуналиеллы пять генов, отвечающих за выработку различных видов ферментов, которые могут быть использованы в промышленных условиях. Эти ферменты не только способствуют преобразованию биомассы в топливо, но также увеличивают доступность питательных веществ в кормах для животных. Некоторые из этих ферментов, выделенных из грибов, например, расщепляют растительное сырье на простые сахара.

Помимо основных целей, в своей статье ученые выражают надежду «в конечном итоге определить, все ли водоросли после выжимки из них масла могут быть использованы в качестве добавки для улучшения кормов для животных. Корма для животных занимают сравнительно большой сегмент рынка, и производители биотоплива из водорослей, возможно, смогут извлечь выгоду также из выработки такой добавки».

1. agroxxi.ru